Как устроена наша Земля

Возраст ребенка:  8-10 лет (СБ 14.30-16.00)
Преподаватель:  Алексей Коваль
Раз в неделю:  Один раз в неделю с 05.10.19
День недели:  Суббота 14.30-16.00
Стоимость курса:  45 000 руб.
Приходилось ли вам задумываться о том, что толщина земной коры примерно пропорциональна оболочке воздушного шарика? И что вся известная нам природа сопоставима с пылью, налипшей на его поверхность? Но целью этого курса является не демонстрация детям ничтожности и зыбкости нашего мира. Он - о том, как возникали и покрывались водой и растительностью континенты, кто и как жил и выживал на них в разные времена, о процессах, которые несколько раз уничтожали от 70 до 90% всего живого - и том, почему живое возрождается вновь и вновь. Серия путешествий вглубь Земли и времен, в историю тех мест, в которых нашим детям еще предстоит побывать. Но уже с полным пониманием того, из чего сделано все вокруг и на чем стояла, стоит и стоять будет вся жизнь на Земле.

Интерактив, чередующийся с яркими слайдами. Практическая игровая деятельность - на каждом занятии в обязательном порядке.



Тема 1. Вводное занятие. Что такое геология, чем она отличается от географии. Предмет изучения – Земля. Какая польза человеку от геологии (новые знания о нашей планете, что было, что будет; поиск полезных ископаемых; умение предсказывать катастрофические явления). С чего все начиналось – сингулярность. Большой взрыв. Солнечная система. Планета Земля, форма, образование.

Тема 2. Внутреннее строение Земли. Внутренние оболочки Земли: кора, мантия, ядро. Источник информации о внутреннем строение – бурение (Кольская сверхглубокая), сейсмические волны, как инструмент изучения внутреннего строения Земли. Океаническая кора, континентальная кора, их отличие. Магнитное поле Земли. Устройство компаса.

Тема 3. Тектоника плит. Внешняя часть Земли – литосфера, состоит из жестких плит, которые движутся относительно друг друга. Это движение называется тектоникой литосферных плит. Гипотеза Альфреда Вегенера о дрейфе континентов. Вначале она была осмеяна учеными, но позже была доказана по большинству аспектов. Какими доказательствами движения литосферных плит мы располагаем. Что за движущие силы ответственны за движение литосферных плит. Скорость перемещения литосферных плит. Как двигались литосферные плиты в истории Земли.
Тема 4. Минералы. Что такое минерал. Из чего состоят минералы. Сколько минералов известно в природе. В чем сходство и отличие разных минералов. Как определяют минералы (по свойствам: форма выделения, цвет, цвет черты, блеск, твердость, спайность, минеральная ассоциация). Физические свойства минерала определяются его химическим составом и типом химических связей между атомами в структуре минерала. Бывают съедобные минералы (примеры: галит, сильвин, тальк, смектиты и т.д.). Драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит).

Тема 5. Горные породы. Что такое горная порода. Магматические горные породы – породы, которые формируются за счет кристаллизации расплава. Интрузивные породы. Эффузивные породы. Отличие магмы от лавы. Осадочные породы – породы, которые формируются из рыхлых осадков. Метаморфические породы – породы, которые образуются в результате преобразований любых других уже сформированных пород. Из чего состоит земная кора. Как образуются и разрушаются горные породы. Как человек использует горные породы (кратко). Бывают съедобные горные породы – глины.

Тема 6. Горообразование. Гималаи, Альпы, Анды – одни из самых впечатляющих гор на Земле, но как они сформировались? Что такое горная цепь и как она формируется. Как процессы горообразования связаны с тектоникой плит. Цикл Уилсона. С помощью каких процессов породы образовавшиеся в недрах Земли, были выведены на дневную поверхность. Что происходило с земной корой в течение 4,6 млрд лет с момента ее образования. Столкновения Индостана и Евразии (Гималаи растут).

Тема 7. Вулканы и землетрясения. Землетрясения – наиболее яркое проявление тектоники плит – движения литосферных плит относительно друг друга. Где и почему происходят землетрясения. Как энергия порождаемая землетрясениями переносится в земной коре. Как регистрируются землетрясения. Возможен ли прогноз землетрясений. Разрушения, связанные с землетрясениями. Строение вулканов. Где и почему расположены вулканы на Земле. Вязкость расплава – свойство, которое определяет, будет ли извержение взрывным или спокойным. Разные типы вулканов и вулканических продуктов. Разрушительная деятельность вулканов. Яркие примеры («Последний день Помпеи»).

Тема 8. Нефть и газ. Нефть и газ состоят из углеводородов. Можно ли использовать углеводороды в качестве источника энергии. Как, где и из чего образуются углеводороды. Как находят месторождения нефти и газа (сейсморазведка). Добыча (скважины). Переработка – как из сырой нефти получают бензин, керосин и асфальт. Что вокруг нас сделано из нефти.

Тема 9. Палеонтология. Что изучает палеонтология, ее задачи. В основе эволюционная теория – необратимость эволюционного процесса (немного о теории Ч. Дарвина). Каждый комплекс ископаемых остатков организмов, приуроченный к тому или иному слою, отражает определенный этап развития органического мира и является неповторимым. Фанерозой. Руководящие формы живых организмов. Палеозой. Трилобиты (современный потомок – мечехвост), головоногие моллюски (потомок – кальмар), брахиоподы, двустворки, ракоскорпионы, морские пузыри. В девоне – расцвет рыб, в карбоне – угли. Мезозой. Аммониты, динозавры, появляются млекопитающие. Кайнозой. Расцвет млекопитающих. Массовые вымирания, их причины.

Тема 10. Гидрогеология. Что изучает, ее задачи. Подавляющее большинство атомов на Земле, включая атомы кислорода и водорода, которые образуют молекулы воды на всей планете, имеют возраст более 4,6 млрд лет. Большая часть воды на Земле находится в одном из шести типов водных резервуаров – океаны, ледники, грунтовые воды, озера и реки, атмосфера, биосфера. Молекула воды постоянно мигрирует из одного резервуара в другой. Круговорот воды в природе. Время, в течение которого молекула воды находится в резервуаре различно для разных резервуаров. В атмосфере молекула воды находится в среднем девять дней, в глубинных грунтовых водах в течение 10 000 лет.

Тема 11. Экология. Что изучает, ее задачи. Планета Земля – живой организм. Четыре закона экологии (по Б. Коммонеру). Все связано со всем. Ничто не исчезает в никуда. Природа знает лучше. Ничто не дается даром. Экологические проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Глобальное потепление. Влияние экологических факторов на здоровье людей. Экология – это важно (!).

Тема 12. Геологоразведка. Одна из главных задач геологии – поиск полезных ископаемых. Мало их отыскать, надо еще понять, сколько их хранится в земных недрах и как их оттуда извлечь. Бурение. Принцип работы. Чем А. С. Пушкин связан с буровиками. Керн – главный фактический материал. Карьеры, шахты, штольни. Взрывные работы. Огромная карьерная техника: буровые установки, БелАЗы, роторные экскаваторы. Полезные ископаемые. Руда. Чем богата Россия. Полезные ископаемые Крыма.



Оставить заявку


Отзывы о курсе



"Сын с удовольствием ходит на занятия, заметно расширился кругозор, запомнил много интересных фактов. Теперь сам с интересом читает энциклопедии, ищет дополнительно подробности изученного на занятиях, рассказывает нам увлеченно. Очень импонирует стиль ведения урока преподавателем: объясняет терпеливо, мягко, неспешно. Такой подход очень подошел моему ребенку, от занятий только положительные эмоции."

Вернуться к курсам